Чем отличается гимназия от школы?


Чем отличается гимназия от школы?

9 отличий гимназии от школы:

Отличие номер один

Мало кто знает, чем по сути отличается гимназия от школы, а школа – от гимназии. Главное отличие, которое, пожалуй, сразу назовет каждый, – это сумма оплаты за учебу. Ведь ни для кого не секрет, что одно только имя «гимназия» дает учебному заведению право собирать с родителей оплату в два, а то и в три раза большую, нежели чем, если бы это была обычная школа. Гимназия – это как знак качества, невидимый штамп одобрения на первой странице аттестата. И за этот штамп тоже надо платить. Особенно при современной ситуации в образовании. Когда уже даже одно высшее считается недостаточным. А при поступлении в вузы учитывается все, вплоть до престижа оконченной школы.

Отличие номер два


Однако в то же время абсурдно будет полагать, что имя «гимназия» дает учебному заведению только вышеупомянутое «денежное» право. Будь оно так – никто бы туда не рвался. Имя «гимназия» – это в первую очередь учебные обязанности. И если их не выполнять, можно вскоре быть разжалованным до «школы», как это и произошло недавно в Новосибирске.

Программа обычных школ ограничивается общеобразовательным стандартом. Программа же гимназий и лицеев – это еще и расширенное многопрофильное дополнительное обучение. Как правило, во многих гимназиях после 9-го класса идет разделение на профили – классы с углубленным изучением естественных наук, гуманитарных или математических. Также обязательно должен присутствовать хотя бы один общеобразовательный класс – для тех, кто еще не определился с профилем своего дальнейшего обучения.

Отличие номер три

Гимназия обязана иметь полный, а еще лучше – и минимальный резервный преподавательский состав. Если в учебном заведении есть только один учитель химии или трудовик параллельно замещает физрука, то сие заведение не может быть ни лицеем, ни гимназией. Особенно преподавательский штат должен быть укомплектован по таким предметам, как литература, русский язык, математика, физика и химия. Ученая степень преподавателей, конечно, тоже влияет на качество образования, но в данном случае это не первостепенно.

Отличие номер четыре

Иностранные языки. Обычной школе достаточно обучить хотя бы одному из иностранных языков – желательно английскому. Образовательный стандарт для гимназий и лицеев требует от них плюс еще любой другой дополнительный язык, например, французский или немецкий. Причем первый вводится уже в начальной школе, а второй – с 5-го или 6-го класса. В теории в одной группе не должно быть более десяти учеников, дабы эффективность обучения языка была выше, однако переполненные гимназические классы, в которых порой учится около сорока детей, не могут делиться на более чем три подгруппы. Но как правило на это закрывают глаза.

Отличие номер пять

В каждом городе при департаменте образования есть специальная комиссия, которая с определенной периодичностью обходит и обследует все средние учебные заведения. Их задача – выявить все достоинства и недостатки, показать, как надо и как не надо учить детей, сделать выводы о том, достойно ли это заведение своего настоящего звания. За особые успехи обычную школу можно сделать гимназией или лицеем (этот процесс был особенно популярен в начале 90-х), а за особые промахи можно сего звания лишить.

В заключении о деле Новосибирской гимназии было сказано, что учебное заведение перестало соответствовать стандартам гимназического образования. Что именно входит в эту весьма расплывчатую формулировку, «Вестям образования» пояснила одна из участниц комиссии Ольга Геннадьевна Фокина:

– У нас было много мелких претензий, которые копились годами. Основная из них – это то, что количество учащихся 8–11-х классов перестало превышать 50% от общего числа. А это важная составляющая любой гимназии. Эту проблему мы заметили еще несколько лет назад и дали время на ее ликвидацию, однако по его прошествии она осталась нерешенной. Таким образом, количество учащихся младших классов стало значительно превышать количество старшеклассников, что допустимо только в обычной школе.

Отличие номер шесть

Вот такой парадокс. Оказывается, старшеклассников в гимназии должно быть больше, нежели остальных учащихся. Это что ж им теперь, размножаться, что ли, дабы звание гимназии сохранить и аттестат престижный заиметь? Но обычно выход находят, конечно, в другом – администрация просто-напросто лимитирует количество свободных мест при наборе в первые классы. Таким образом на несколько следующих лет создается некое искусственное свободное пространство, благодаря которому количество старшеклассников начинает преобладать. Особенно в таких случаях помогают так называемые «новенькие», которые приходят классу к восьмому и увеличивают задел на будущее.

Отличие номер семь

Однако этот 50-процентный барьер действует не везде, хоть и является важным компонентом для звания гимназии. Дело в том, что в некоторых из них ориентировка идет намеренно противоположная. Тогда правило «преобладания старших» сменяется другим правилом – где «главное не количество, а качество». Эта система чем-то напоминает вузовские вступительные экзамены. Суть ее в следующем. После 9-го класса каждый ученик выбирает свой будущий профиль и сдает пять экзаменов, в число которых входят эти самые профильные предметы. После сдачи всеми девятиклассниками всех экзаменов составляется рейтинг средних баллов по итоговым оценкам каждого из выпускников. И в десятые классы проходят только те, кто в рейтинге по всей параллели своего выпуска занял место в числе первых 70–75% лучших. Таким образом за бортом гимназии остаются самые слабые и неспособные ученики (25–30%), которые, как считается, дальше просто не потянут программу обучения.

Отличие номер восемь

Естественно, гимназия должна быть лучше школы и по дисциплине. Сегодня практически во всех лицеях и гимназиях введены специальные формы, в которых каждый ученик должен являться на уроки. Собственная символика, логотип, гимн и автобус для всевозможных экскурсий – также атрибуты преимущественно лицеистские. В некоторых школах, конечно, тоже установлена определенная норма одежды, но это, как правило, лишь эстетическая инициатива нескольких преподавателей. Количество так называемых «трудных» детей и детей, ранее привлекавшихся в милицию, также учитывается комиссией. Внешний вид здания гимназии должен быть опрятным, в коридорах должно быть чисто и тихо, в столовой убрано и без антисанитарии.

Отличие номер девять

В гимназии должно быть современное компьютерное оборудование. Обязательно хотя бы один класс должен быть с доступом в Интернет. Информатика должна изучаться, как и иностранный язык– по группам составом не более десяти-двенадцати человек. Обычные же школы не обязаны обладать даже самыми простейшими компьютерными машинами, а предмет «Информатика» может отсутствовать вовсе.

Отличие номер десять

В чем отличие между школой и гимназией, в принципе понятно. А чем отличается гимназия от лицея? Если школа с углубленным изучением гуманитарных наук, то ей дают звание «гимназия», а если с углубленным изучением физико-математических – то «лицей». Так повелось еще с царских времен.

Чем отличается гимназия от школы?
4 - Оценок: 89